Политика преднамеренного разорения села в Казахстане – безнравственна

19-Июль, 2013 · Категория: Пресс-релизы · Просмотров: 1 690


Oт редакции. Распространяется данная статья бывшего первого

          заместителя Министра сельского хозяйства, Министра

  Казахской ССР Серикболсына Абдильдина (1982-1987 гг.),

     написанная по поводу Программы «Агробизнес-2020»

 

 

Политика преднамеренного разорения села в Казахстане – безнравственна

 

1. Слепота в аграрной политике

Более двадцати лет глава государства Республики Казахстан рекламирует свою «решительность», «мудрость», «дальновидность» в области аграрной политики. К сожалению ни государству, ни обществу, ни крестьянству от его политики не стало лучше. Так называемые аграрные реформы не дают желаемых результатов, а напротив некоторые прорывные проекты как перерабатывающий завод по производству эталона из зерна в Северо-Казахстанской области наносят казне многомиллиардные убытки. Не следует искать причину неудач, они лежат на поверхности и связаны с некомпетентностью власти. Прежде всего режим единолично ликвидировал совхозы и колхозы и насильно провел политику фермеризации сельского хозяйства. Затем на шею крестьян надел финансовую петлю, сельчане даже после введения национальной валюты несколько лет не видели и не держали в руках тенге. Когда Президент расщедрился и рекомендовал банкам выдавать сельским товаропроизводителям по 400 долларов кредиты аграрный сектор уже был доведен «до ручки». В те годы сельчане вынуждены были отдавать барана за 4 куска мыла, а лошадей за пару женских сапог. За электричество, топливо, транспорт и другие услуги селяне расплачивались скотом. Такой бартер быстро разорил крестьян. Так называемые мелкие и средние предприниматели в аграрной экономике, созданные Н. Назарбаевым кроме убытка и самоедства ничего положительного не смогли добиться. Я сам был свидетелем как он своих иностранных помощников информировал о том, что «дал крестьянам свободу, образовал фермеров на принципах мелкого и среднего бизнеса, теперь сотни тысяч сельских товаропроизводителей стали на путь рыночной экономики». Наемные советники поддакивали, а один из них по имени Алекс аж воскликнул, сказав, что подобные смелые решении в свое время принимал Де Голь!

По мере увеличения нефтедоллара глава государства обнародовал «годы села» и называл миллиарды тенге на трехлетку для подъема сельского хозяйства. Однако по данным аналитиков эти деньги не доходили до товаропроизводителей, осели в различных структурах власти, а львиная доля в карманах чиновников.

Ныне утверждена более весомая — «Программа по развитию аграрного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы» под кодовым названием «Агробизнес-2020». Внимательно прочитав программу, долго думал: как оценить данный акт? Написать замечания, предложения, вряд ли рассмотрит власть, тем более документ утвержден. Не реагировать не позволила профессиональная честь – как аграрника. Наконец решил, хотя бы ответить тем, глашатаям режима которые говорят, что «эта первая аграрная программа в истории Казахстана», а сам Глава государства постоянно обрабатывает общественное сознание заявляя, что «он все поднимает с нуля всего того что делается, раньше не было, касса была пуста и т.д.».

Прежде чем ответить на «политический пиар» доведем до логического конца «слепоту в аграрной политике». Любое себя уважающее государство при разрешении аграрно-крестьянской проблемы стремится выстроить аграрные отношения, сущность которых вмещает в себя следующие основные элементы:

— вопрос о земле – одна из главных источников жизни людей;

— вопрос о земледельцах-крестьянах;

— вопрос о агрикультуры – техники и приемов обработки земли;

— вопрос социальный – отношение города  с деревней, промышленности с селом.

Именно в такой совокупности намеревался Верховный Совет Республики Казахстан рассматривать аграрную проблему страны при преобразовании сельского хозяйства на рыночные рельсы. Принят был Закон «О земле», прорабатывались проекты по другим вопросам. К сожалению авантюрно распустив Верховный Совет двенадцатого Созыва Н. Назарбаев единолично довел до конца фермеризацию села, утверждая свою идею словами, что «все прошли через этот путь и мы должны проходить». В январе 1994 года в Акмоле провел собрание с аграрниками по вопросу ликвидации совхозов и колхозов. Все крестьянство и руководители хозяйств были против фермеризации, предлагали более безущербные пути перехода к рыночным отношениям. Тогда Президент подписывает Указ, где предусматривает безвоздмезную передачу 20% имущества  предприятия их руководителям при условии ускорения ликвидации совхозов и колхозов.

Мало того в своем Послании «К обновленному Казахстану – через углубление реформ, общественное согласие» говорит, что «в Казахстане возникло перепроизводство мяса … чрезмерно большие объемы производства зерна, превышающие потребности страны», далее «экономика и население страны ничего не проигрывает, если целый ряд неэффективных производств будет закрыт» (Казахстанская правда, 9 июня 1994 г.). Тем не менее по сбыту мяса и зерна в истории Казахстана не было проблем и сегодня емкость рынка соседних стран может свободно поглотить эти виды продовольствия.

Судите сами – чем не слепота?

2. Для тех, у кого провал в памяти или о последствиях президентских реформ

История Казахстана знает множество реформ, планов и программ в области развития аграрного сектора. В их числе особо значимыми были в ХХ веке освоение целинных и залежных земель в 50-60 годы, а также «Продовольственная программа Казахской ССР» на 1980-1990 годы. Автор этих строк был очевидцем освоения новых земель как целинник, и разработки Продовольственной программы как руководитель правительственной рабочей комиссии по подготовке данного проекта.

В результате реализации этих программ и осуществлении других мероприятий Казахстан считался житницей и крупной животноводческой базой Советского Союза. Не говоря о других достижениях, только товарной      частью произведенного в республике зерна можно было ежегодно прокормить 100 млн. населения хлебом и отгрузить в союзный фонд  до 360 тыс. тонн высококачественного мяса. Сельское хозяйство не только обеспечивало население продовольствием, но и снабжало сырьем перерабатывающую промышленность. В те годы за счет продукции пищевой и легкой промышленности складывалось 70-75% товарооборота, и эти отрасли стали основными бюджетообразующими факторами.

Казахстан имел твердую самодостаточную финансовую базу. В канун  провозглашения независимости  из Казахстана в другие республики перетекало за счет «ножницы цен» на сырье около 4,6 млрд. рублей или по курсу тех лет 7,6 млрд. долларов. Будучи Председателем Совета министров Казахской ССР Н. Назарбаев не раз выступал в Союзных органах о перечислении части денег в  активы республики. Касса никогда не была пуста. Если быть до конца объективным, то «пустая касса», о которой неустанно повторяет Глава Государства, то она появилась в связи с Указом Н. Назарбаева «О введении анонимных счетов в иностранной валюте для физических лиц» 1 февраля 1994 г. №1537, который был дополнен Указом, имеющим силу Закона от 21 апреля 1995 года №2230. В этих актах разрешалось открывать в банках анонимные счета для физических лиц (резидентов и не резидентов) без указания фамилии, имени, отчества вкладчика и без предъявления каких-либо документов. Мало этого, выступая в парламенте будучи премьер-министром, И. Тасмагамбетов раскрыл еще один банковский счет сказав, что Казахстан имеет заграницей «секретный валютный счет, созданный в 1996 году, где взносами стали 1 млрд. долларов». Он уточнил, что «Глава государства не мог принять никакого другого решения, как взять на себя ответственность за создание секретного фонда». Откуда могут быть в кассе Казахстана деньги, если их перегоняли в зарубеж. Читателю должно быть понятно, что опустошения кассы дело рук самого заявителя…

Последствия аграрной реформы Президента республики более доходчиво видны из данных таблицы 1. При этом на 1 января 2012 года в Казахстане функционировали 214008 сельскохозяйственных формирований вместо 2523 совхозов и колхозов, которые имелись на 1 января 1992 года. Из 188616 так

Таблица 1- Важнейшие показатели агропромышленного комплекса Казахстана

 

Показатели

Единица

измерения

годы в %-х к 1990 г.
1990 2000 2011 2000 2011
  1. I.                  Сельское хозяйство

Сельскохозяйственные угодья 

млн. га 197,5 86,3 215,4 43,6 109,0
из них пашня млн. га 35,5 19,3 24,6 54,3 69,2
в т.ч. посевные площади млн. га 35,1 16,1 21,0 45,8 59,8
  1. II.               Поголовье скота

крупный рогатый скот

млн. голов 9,8 4,0 5,7 40,8 58,1
овцы млн. голов 36,2 9,6 18,0 26,5 49,7
лошади млн. голов 1,6 0,9 1,6 28,1 100,0
свиньи млн. голов 3,2 0,9 1,2 28,1 37,5
птицы млн. голов 59,3 18,0 32,9 30,3 55,4
  1. III.           Производство

зерно

млн. тонн 28,5 11,5 26,9 40,3 94,3
мясо в убойном весе млн. тонн 1,3 0,6 0,9 46,1 69,2
молоко млн. тонн 5,6 3,7 5,2 66,0 92,8
яйцо млрд. штук 4,2 1,7 3,7 40,4 88,0
шерсть тыс. тонн 107,5 22,3 38,4 20,7 35,7
  1. Переработка

мясо, включая субпродукты

тыс. тонн 899 85

х

9,4

цельномолочная продукция тыс. тонн 1470 90

х

6,1

сахар тыс. тонн 433 271

х

62,5

макаронные изделия тыс. тонн 133 32

х

24,0

    V. Потребление продуктов питания на душу населения в годмясо и мясопродукты кг 71 44 66 61,9 92,9
молоко и молокопродукты кг 307 235 228 76,5 74,2
яйца штук 222 109 150 49,0 67,5
картофель кг 87 66 47 75,8 54,0
овощи кг 75 80 88 106,6 117,3
хлеб и  хлебопродукты кг 146 105 124 71,9 84,9
    VI. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в %% 100 51,9

х

51,9

 

называемых активных сельхозформирований 1852419 относятся к фермерским и крестьянским хозяйствам. Здесь не трудно заметить, что 2,5 тыс. хозяйств на заре независимости почти в два раза больше обрабатывали землю и содержали скот чем 200 тыс. фермеров нынче.  Показатели таблицы дополнительных пояснений не требуют и подтверждают пагубности политики Президента в агарном секторе экономики.  (Где обозначен «Х» отсутствуют статданные). Самый глубокий провал сельскохозяйственного производства зарегистрирован в 1999 году, когда индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах опустился до 42,3% от уровня 1990 года. (Статистический ежегодник. 2003. стр. 278).  Единственно, что нужно учесть читателю при ознакомлении с показателями потребления важнейших видов продуктов питания на душу населения, это то, что потребление за 1990 год обеспечивалось за счет собственного производства республики, а за 2000 и 2011 годы по данным официальных органов почти половина продовольственных товаров завозилось из вне. Однако доля импорта в показателях душевого потребления статистикой не разделяется. На этот счет любопытные данные приведены в самой программе «Агробизнес-2020». Вот что написано в подразделе «Анализ проблем переработки сельскохозяйственной продукции» цитирую: «Баланс экспорта-импорта ключевых продуктов переработки показывает большую импортозависимость Казахстана по ряду продуктов. Доля импорта основных продовольственных товаров во внутреннем потреблении составляет: молоко и сливки сгущенные – 74,2%, плодоовощные консервы – 70,5%, кондитерские изделия – 67,4%, сыры и творог – 58,3%, печенье – 48,7%, колбасные изделия – 44,8%, белый сахар – 40,2%, шоколад – 34,2%, масло сливочное – 32,8%» (Агробизнес-2020, стр. 19.). Раньше Советский Казахстан из вне получал часть сахара и какао-бабы, все остальное поставлялось в торговые сети пищевой промышленностью самой республики. К сожалению, все мощности пищевой и легкой промышленности в 1994-1996 годах уничтожены вслед ликвидации совхозов и колхозов. Сегодня независимый Казахстан львиную долю продовольствия завозит из вне, вкладывая миллиарды долларов в экономику других стран.

Еще об одном. Как было приведено выше в июне 1994 года глава государства указал на «перепроизводство» зерна и мяса, а с 2000-ного года дает указание на обеспечение роста экспорта зерна. И когда в 2012 году был собран хороший урожай республика не была готова хранить и экспортировать этот ценный продукт, а в 2012 году когда почти в два раза меньше было валового производства правительство вздохнуло. Где дальновидность… Президент озадачил аграрников в 2016 году обеспечить поставку 60 тыс. тонн мяса в Россию, несмотря на то, что в 2011 году сам Казахстан импортировал 245,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, а экспорт составил лишь 1,6 тыс. тонн. Где мудрость … Оцените сами в 80-90 годы двадцатого столетия Казахстан за пределы поставлял ежегодно 350-360 тыс. тонн мяса, а в годы независимости стал зависимым от импорта.

Идеология импорта также родилась преднамеренна. В 1994 году, будучи премьер-министром С. Терещенко сделал заявление о том, что «себестоимость зерна и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции высокая; лучше их подешевле купить из-за рубежа». Вот уровень, у главы правительства не болела «голова» за судьбу крестьян, сельчан и вообще за собственную экономику! Недовольные граждане с политикой руководства поговаривали, что «ФЗУичник с заочником» Казахстан доведут «до ручки». Их опасения сбылись. Только за один лишь 1994 год внутренний валовой продукт сократился на 24,6%, в 1995 году почти уничтожена пищевая и легкая промышленность. Тандем Назарбаева и Терещенко привел к потере около 60% экономического потенциала. По мнению аналитиков Сергей Терещенко считается самым слабым премьером среди глав правительства независимого Казахстана и люди в недоумении, за какие заслуги Президент ему присвоил звание «Герой труда».

Урон от политики фермеризации охватил не только аграрную экономику, но и все стороны жизнеобеспечения страны. Сам президент, да и его подхалимы стараются сгладить разрушения, заявляя, что везде так. В реалии развал Союза доставил не мало проблем для суверенных республик. Но в тоже время не везде наблюдалось стремительное уничтожение богатств и благ, созданных при социализме, как в Казахстане. К примеру, Узбекистан не потерял ни одного гектара посевной площади и ни одной головы скота, обеспечил прирост населения за годы независимости в 1,5 раза. Беларусь сохранил совхозы и колхозы по земельному закону страны они по сей день являются основными землепользователями. Аграрная экономика во все годы независимости росла динамично поставляя в смежные регионы России и Украины продукции, особенно животноводства. В обеих странах к 1994 году были восстановлены уровень промышленного производства.

3. Пора бы извлечь уроки из собственной истории

Мы казахи про себя мастера придумывать мудрые слова и способны наслаждаться произносив их. Одним из этих крылатых мыслей является фраза – «Казахи тысячи раз погибали и тысячу раз воспряли» (Мың өліп, мың тірілген қазақпыз). Эта философия граничит с правдой, укоренившей в многовековой истории нации. Правда и то, что ко всем потрясениям прежде всего и больше всего подвергается степь, казахские аулы и села, где в основном жили и живут казахи. История нас учит, однако мы как нация до сих пор неспособны извлечь уроки и часто попадаемся в ловушку и суровое испытание. Далеко за примерами ходить не будем, возьмем отрезок средней продолжительности человеческой жизни – тридцатые и девяностые годы двадцатого столетия.

В тридцатые годы в казахских аулах первый секретарь Казахского краевого комитета РКП(б) (1925-1933 гг.) Ф.И. Голощекин проводил коллективизацию села и раскулачивание баев, а в девяностые годы Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев (с 1990 года пожизненно) осуществлял фермеризацию села и ликвидацию совхозов и колхозов т.е. реколлективизацию. Об этих трагических событиях мне приходилось много говорить и немало писать. Сегодня не повторяя свое видение и оценки о сущности пагубной политики первых лиц советского и независимого Казахстана предлагаю читателям оценку одного из очевидцев исторического драматизма народа.

Вот что пишет в своей книге воспоминаний известный ветеран войны, труда и коммунистической партии Аманжол Каликов. «Мы прошли испытания, пережив ужасы массового голода начала 30-х годов ХХ века, жесткости второй мировой войны; в конце века мы опять попали в капкан…- побывав в своем родном совхозе «Новомарковский» (бывший аул Каражар) Ерментауского района Акмолинской области, я был поражен тем, что увидел и услышал: это было намного хуже того, что я видел после войны в этих местах. Картина была настолько удручающей, что меня посетила мысль – неужели идем к голоду? Каким последствиям приведут разгон совхозов и колхозов иными словами реколлективизация? Никто не знал, что делать» (книга «О пережитом», 2010, стр. 5-6). Аманжолу Каликову за 90 лет, я его уважаю и признаю как эталона чести, совести. Благодарю его за этическое соединение двух эпох – «коллективизации» и «реколлективизации». Будучи кандидатом в депутаты, а также в президенты побывав в сотни населенных пунктах, включая малые города сам тоже видел разорение села принесших не только голод, но и человеческих жертв, на селе разгорелась настоящая война за раздел имущества совхозов и колхозов. Мне до независимости многие годы приходилось заниматься селом, побывать почти во всех районах. В годы независимости как депутат Мажилиса, да и сам находясь в оппозиции к режиму снова колесил по стране, об ужасных ситуациях на селе систематически информировал как структуру власти, так и избирателей.

Село потерял не только уровень экономики, но и социальный облик. Где проживают более 7 млн. населения не имеют того, чего они собственными руками создавали при социализме. Произошел массовый отток молодежи, село стремительно стареет, а старики во многих местах доживают, не имея элементарных услуг даже чистой питьевой воды. При этом никто не собирается извлечь уроки даже вчерашних своих ошибок.

Говоря об уроках я считаю, что корни политики коллективизации Голощекина и деколлективизации села Назарбаева переплетаются.

Во-первых, оба занимали пост первого руководителя в Казахстане.

Во-вторых, оба провели свои аграрные политики административно-командным методом, под давлением и страхом.

В-третьих, никто из них не считался с мнением и желанием крестьян.

В-четвертых, их политика обрекли на голод и обнищание, невероятные жертвы и лишения большинства крестьян, прежде всего казахов.

4. В корне менять отношение к селу

Провалы в аграрной экономике нельзя сглаживать такими программами как «Агробизнес-2020», где нет ни одного количественного и качественного показателя восстановления агропромышленного комплекса и облика села.

К сожалению  само содержание материала красиво написанной программы не вызывает доверия. Например, в аналитической части (стр. 8) написано, что «Среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства за последние 5 лет составили 19%». Это означает по сути удвоение сельскохозяйственного производства, а в реалии где эта продукция? По всей вероятности разработчики путаются в цифрах, пренебрегая методом корреляции.

Результаты поэтапной реализации в основном изложены в стиле лозунгов (стр. 73-74). Что касается необходимых ресурсов на реализацию программы развития АПК на 2013-2020 годы то:

 —  выделяемые средства по объемам неравномерны, на 2014г. – 471,6 млрд. тенге, а 2015 г. – 281,6 млрд. тенге;

— из общего объема финансирования мероприятий 2,9 триллиона тенге – 2,0 триллиона тенге выделяется за счет республиканского бюджета, а остальная сумма за счет собственных средств, облигационных займов и местного бюджета (Агробизнес-2020, стр. 7).

Самое главное здесь не в цифрах, а в приоритетности аграрного сектора. С этой точки зрения село как было, так и остается бесхозной, без внимания властей. Мало кто вникает в проблемы сельчан, что подтверждается опять же уровнем финансирования. В утвержденном бюджете Республики Казахстан на 2012-2014 годы на все сельское – водное, лесное и рыбное хозяйство предусмотрено 4,2% от общего объема средств. За последние пять лет доля инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство от общей суммы инвестиций в экономику республики оставалось около 2%. Ни трехлетний бюджет, ни Агробизнес-2020 не может поправить этот важный показатель. Вниманию читателей приведу один пример, хотя эти цифры не так сопоставимы, однако яркое свидетельство того, как в Советском Казахстане развивалось сельское хозяйство. Так в канун независимости на развитие сельского хозяйства в республике направлялись 1/3 капитальных вложений. При этом в структуре национального дохода Казахстана доля сельского хозяйства в 1990 году достигла 41,8% (Госкомстат РК. Ежегодник, Алма-Ата, 1991. — с. 131). В 2011 году доля этой отрасли в объеме внутреннего валового продукта составила лишь 5,1%.

Если всерьез заниматься агропромышленным комплексом, то необходимо вкладывать средства в разы больше, чем предусмотрено Программой «Агробизнес-2020» и инвестировать следует в основном крупные предприятия и товаропроизводителей, если их мало, то целесообразно укрупнять мелких, создавать новые агроформирования. В условиях Казахстана преимущество крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей неоспоримо. К примеру под боком Астаны прекрасно работают ТОО «Родина», АО «Ижевск» их руководители бывшие красные директора, которые сохранили коллектив, производство, инфраструктуру в рамках существовавших совхозов. Сегодня Президент положительно оценивает нынешнюю деятельность Ивана Сауэра и Ибрагима Жангузарова, но публично не осмеливается признавать свою пагубную политику ликвидации совхозов. На свой страх и риск более ста руководителей совхозов и колхозов сохранили свои хозяйства, заменив название и вывеску, которые хорошо вписались в рынок и динамично развиваются. 

Еще об одном. Как правило, если где вводится новое предприятие АПК, то Глава Государства заявляет, что раньше такого не было, это впервое. К примеру, так сказал он при посещении молочного комплекса «Зенченко и К». А при бытности председателя Совмина Н. Назарбаева подобных молочных комплексов насчитывалось 147, откормочных комплексов около 500, птицефабрик – 47 и т.д. Другой вопрос, куда они делись, когда он стал Президентом.   

На мой взгляд, Программа утверждена как обычно не для дела, а для отвода глаз, одурачивания как сельчан так и общественность страны. Где ответственность, нравы?

Проблемы агропромышленного комплекса нельзя и сглаживать красотой Астаны так как на селе проживают в десять раз больше обездоленных граждан. Нужны грамотные решения, структурно-организационные изменения в системе АПК. Все это возможно при правовой смене системы политической власти. Статья нацелена вниманию молодого поколения.

 

    

     

 

       

 

Besucherzahler hot and beautiful russian brides agency
счетчик посещений