Я считаю, что выборность судей необходима. Это и веление времени, и дань нашим традициям.
Когда-то в Казахстане существовал Совет биев. Он решал сложные конфликтные ситуации и даже хан не смел ослушаться его. Так что опыт действительно независимой судебной системы в нашей истории есть.
Избранный народом судья всегда будет чувствовать свою связь с народом, свою ответственность перед ним. И народ будет больше доверять тому, кого сам же и выбрал.
Сейчас очень много говорят о том, что судебная система нуждается в реформировании. Если бы все работало хорошо, таких разговоров бы не возникло.
Вот возьмем нашу сферу, журналистику. В свое время меня и моего сына Асета Матаева несправедливо осудили. Мы оказались в тюрьме, все потеряли, кроме своего честного имени. В прошлом году нас полностью оправдали, признали, что то судебное решение было несправедливым и незаконным. А сколько еще наших коллег сталкивались с подобными ситуациями. В начале 2000-х судили и руководителя проекта «ДАТ» Ермурата Бапи. Его приговорили к двум годам лишения свободы. Тюремного заключения ему удалось избежать, но ему на пять лет запретили заниматься журналистской деятельностью. А вот за преступление против Гульжан Ергалиевой, когда на ее глазах пытали ее сына и мужа, никто ответственности не понес.
В конце прошлого и начале этого года прошла целая серия атак на журналистов. Сначала полиция задержала исполнителей, потом нашли координатора, а не так давно сообщили, что пойман и заказчик. Хочется верить, что в этот раз на скамье подсудимых окажутся те, кто стоял за всеми этими преступлениями и что они понесут то наказание, которого заслуживают.
Это только те случаи, которые мы знаем, о которых пишут СМИ. А сколько подобных историй случается с обычными людьми, которые не обращаются в прессу? Сколько жалоб идет на судей, на саму нашу судебную систему? Потому что судей у нас назначают. Они не боятся того, что народ завтра скажет: «Ты плохой судья. Ты не можешь судить людей». Конечно, кандидаты в судьи должны сначала сдавать экзамен, доказывать не только свою профессиональную пригодность, но и высочайшую квалификацию. Это стадия предварительного отбора. Но дальше уже само общество должно решать. Государственные служащие – это слуги народа. А народ вправе сам выбирать своих слуг.